|
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Проект «Содействие гармоничному развитию Человека в обществе» основан на современных методиках морального воспитания социально-полезного Человека.
Метод базируется на концепции "Коллективное совещание с элементами интерактивного театра на основе мощного драматического ядра».
Эта концепция представляет собой синтез передовых театральных и интерактивных технологий.
Программа “Мастера поведения” создана для проведения учебно-воспитательных акций в учебных заведениях и в других учреждениях с целью решения остросоциальных и общественных проблем личности самостоятельно или в коллективе, социальной группе; овладение технологией.
Постановка проблемы.
В непостоянных, изменчивых ситуациях общественной и личной жизни молодой человек, который вступает в неё, не всегда имеет адекватные модели поведения. Вследствие этого он/она или избегает брать участие в событиях, или (не всегда сознательно) перенимает случайные, неадекватные, инородные, деструктивные, а иногда даже опасные программы и модели поведения.
Относительно общей “пользы” от действующих на Украине проектов и программ по профилактике негативных явлений среди молодёжи, мы имеем основания утверждать, что подобные (в п.о. действующие) мероприятия, проекты и программы являются малоэффективными (читать: “почти бесполезными”). Таким образом до сих пор остаются не решенными проблемы:
• катастрофического распространения суицида, наркомании, гепатита, ВИЧ/СПИДа и других смертельных болезней;
• криминализации молодежной среды;
• снижения культурного уровня; моральных и этических норм;
• снижения психофизического и репродуктивного здоровья.
Цели и задачи
1. Учебная цель: овладение методом коллективного совещания.
Задачи:
1. Обретение практических навыков моделирования ситуации (до действия; во время действия; после).
2. Обретение практических навыков моделирования поведения (до действия; во время действия; после).
3. Обретение практических навыков моделирования диалога (до действия; во время действия; после).
4. Обретение практических навыков анализа ситуации и творческого подхода к осмыслению проблемы (до действия; во время действия; после).
5. Обретение практических навыков искусства коллективного совещания, принятия коллективных решений.
6. Обретение практических навыков публичного выступления с дальнейшим умением и необходимостью делиться позитивным опытом; ориентация на положительные решения. Вариантность.
Развивающая цель: Развитие общих способностей.
Задачи:
1) Развивать способность к пространственному мышлению;
2) способность к образному (не безобразному) мышлению и поведению; обдумывание действий на стадии принятия решений;
3) способность владения информационными и интонационными рядами. (в т.ч. - развитие вербального аппарата);
4) развивать логическое и ассоциативное мышление;
5) развивать творческие способности Личности. Расширить кругозор. Способность к взаимообогащению;
6) развивать коммуникативные способности Личности. Умение удерживать внимание.
Воспитательная цель: Воспитание высших моральных качеств и позитивных ценностей.
Задача:
- Формирование высшего морально-этического образца на примерах, накопленных человечеством.
- Содействие в обретении моральной самостоятельности.
- Воспитание позитивных качеств личности.
- Легитизация позитивного поступка в глазах молодежи (особенно среди ровесников).
- Воспитание гражданской ответственности и патриотизма.
- Воспитание семейных ценностей.
Концепции, которые лежат в основе программы:
Методика сотрудничества.
Эта методика разрабатывалась советскими и западными психологами и педагогами, начиная со второй половины 20-го столетия. В основе концепции лежат новейшие разработки Университета «НУР» (Боливия) и Образовательного Фонда «FONDAEC» (Колумбия), собственный опыт.
Метод сотрудничества концентрируется непосредственно на образовательном процессе и на людях, в нем задействованных. Ось – не учитель, а группа. Преподаватель, который выступает в роли ведущего, стимулирует и дает толчок процессу исследования, поиска, задает вопросы, содействует самовыражению участников группы, несет дополнительную информацию с целью повышения уровня исследовательского процесса. Эта модель отношений объединяет практику и анализ. Участники учатся учиться, учатся анализировать и принимать решения самостоятельно. Этот тип работы с группой, способствует развитию солидарности, чувства единства, кооперации, творчества; осознанию индивидуальной ценности и раскрытию внутреннего потенциала участников. (Каждое (в т.ч. любое) мнение, мысль имеет отношение к истине).
Каждый человек (в том числе ребенок и подросток) располагает определенным запасом знаний, основанных на опыте и преобразованных в ментальные модели поведения по отношению к разным аспектам жизни. Эта особенность нуждается в проявлении высокой степени взаимоуважения в отношениях между людьми в середине группы и во взаимодействии учителя с группой. Именно отношения, которые основываются на взаимном уважении, поддерживают заинтересованность участников, вдохновляют их делиться опытом, анализировать и перенимать опыт других. Соответственно этому, методика сотрудничества предлагает тип горизонтальных отношений для взаимодействия педагога и группы.
В вертикальных отношениях “учитель – ученик” предполагается, что существует человек, который обладает знаниями превосходящими учеников. Только этот человек имеет право задавать “правильные” (сознательные, рациональные) вопросы. Эффективность процесса обучения и воспитания, таким образом, зависит только от уровня знаний и корректности учителя. Эта модель представляет собой процесс “заполнения пустых стаканов из полного сосуда”.
В горизонтальных отношениях мы первоначально занимаем следующую позицию: все участники находятся на одном условном уровне, хотя каждый владеет своим багажом знаний и опыта. В горизонтальных отношениях ведущий проявляет истинное уважение, заинтересованность идеями, мнениями каждого из участников, поощряя тем самым развитие уважения самих участников к идеям и мыслям друг друга, таким образом обеспечивая формирование культуры диалога. Ведущий стимулирует диалог и с помощью вопросов помогает участникам систематизировать их опыт и сделать определенные выводы. Эти правила создают атмосферу доверия и согласия.
Развитие коммуникативных способностей у детей и молодёжи имеет жизненно важное значение в условиях современного общества. Если в 20-х годах психологи и социологи определяли профессиональную компетентность таким образом: 60% - составляют профессиональные знания, 30% - способность строить отношения и общаться с людьми, а 10% - технические навыки. В данное время новейшие исследования в этой сфере показали, что картина кардинально изменилась. По последним данным профессиональная компетентность, на сегодня, составляет 60% коммуникативных способностей, 30% - профессиональных знаний, и те же 10% - технических навыков. Очевидно, что нужды сегодняшнего профессионального мира изменились, и образовательные институты соответственно должны реагировать на эти изменения, уделяя большее внимание развитию коммуникативных способностей.
Программа представляет собой эффективную форму развития способностей, необходимых для общения и взаимодействия людей. Эта форма работы и метод коллективного принятия решений основывается на принципах Искусства Совещания (элементы методики коллективного обсуждения доктора Гляйссера, Швейцария). Эта методика активно делает авансы каждому из присутствующих, привлекая его к поиску с целью решения проблемной ситуации. Поскольку Совещание проводится согласно определенному кодексу моральных принципов, она имеет особую цель - поддерживать морально-этические стандарты в искусстве человеческого общения, учитывая все психологические аспекты. Существует 12 принципов совещания, среди них базовыми есть следующие:
1. Каждый участник должен иметь возможность высказаться: все имеют право говорить свободно и честно; все поддерживают и гарантируют это право.
2. Каждая высказанная мысль или точка зрения принадлежит консультативной группе: никто не старается навязать свою точку зрения другому; тот, кто предлагает идею, не отстаивает свои права на “авторство”, он занимает позицию объективного судьи по отношению к идее, которую сам предложил.
3. Чистота мотивов: для эффективности консультаций необходимо, чтобы не было никакого скрытого подтекста в высказываниях; намерения и мотивы должны быть открытыми.
4. Отключение механизма: “нет”. В течение консультации действует механизм сотворчества, поэтому необходимо воспринимать её как форму сотрудничества. Нужно изменить саму культуру дискуссии: вместо того, чтобы говорить “Нет”, стоит употребить: “Нет, но...” или даже: “Да, но...”, намного эффективнее применять структуру: “Да, и...”.
5. Самоконтроль осуществляется по отношению к теме и времени выступления во время консультации (обсуждения): каждый член группы сам регулирует время и тему своего выступления, хотя эффективнее ведение консультации поручить выбранному большинством голосов Главе, который смог бы упорядочить ее ход.
6. Искра Истины высекается при столкновении мыслей/мнений, а не личностей.
Без сомнения, обучение Искусству Совещания, которое является обязательной составляющей программы, нуждается в относительно продолжительном времени, поскольку метод Совещания, базируясь на общечеловеческих, моральных ценностях, предусматривает воспитание общей культуры общения, и внимательное, толерантное отношение к взаимодействию людей в социуме. Именно поэтому Проект рассчитан на целый цикл занятий на разные темы.
Что же касается конкретной технологии группового исследования проблем, то она представляет собой схему пошагового сбора фактов, рассмотрения субъективных мыслей и предложений, анализа всех вариантов решения, их оценку и дальнейшую разработку действий. Все это входит в структуру одного занятия и направляется Ведущим, который привлекает всех участников к общему процессу исследования проблемы и поиска позитивных выходов из ситуации(й). Именно в процессе обсуждения развиваются навыки общения, а также задействуются основные психологические процессы и операции мышления, восприятия, памяти и т.п.
Кроме того, благодаря опыту публичных выступлений в атмосфере взаимоуважения и взаимоприятия, - заложенных механизмом Совещания, - формируется адекватная самооценка, которая оказывает содействие гармоничному развитию Личности. С психологической точки зрения, атмосфера, которая создается на Программах, оказывает содействие развитию чувства полноценности и самоценности, уважения к себе и другим, благородству и самодисциплине.
Позитивный подход в Программе есть базовым во время рассмотрения проблемных ситуаций. Этот подход распространен в современной украинской, русской и западной психологии и психотерапии. Нами используются принципы позитивной психотерапии, которая разработана известным немецким ученым Н. Пезешкианом. Принципы позитивной психотерапии представляют собой оригинальную концепцию решения конфликтов с опорой на положительные аспекты возникающих состояний, и раскрывает перед каждым человеком новые горизонты самоосознания и самопознания.
Понятие позитивного в позитивной психотерапии означает прежде всего то, что педагог ориентируется не на устранение нарушений и разладов, которые возникли в результате конфликтов, а старается, в первую очередь, мобилизовать имеющиеся явные (в т.ч. актуальные) способности ученика(ков) и его внутренний потенциал. Позитивное, соответственно первоначальному “positum”, означает - действительное, раньше данное. Действительными и раньше данными есть не конфликты и разлады, а способности, которые имеет каждый человек. Кроме того, в рамках позитивного подхода, необходимо рассматривать человека таким, каким он есть, не стараясь его переделать за заранее заданным, навязанным извне образцом. По словам А.В. Брушлинского (член-корреспондент Русской Академии Наук, директор Института психологии РАН), это психотерапия целостного человека, субъекта, творца своей истории, а не пассивного существа, лишь реагирующего на внешние раздражители.
Не менее важным аспектом позитивной психотерапии есть межкультурный подход, отличительной особенностью которого есть интерактивность, которая принимает (в т.ч. примиряет) разные конкретно-культурные образы человека и нормативные представления о его поведении. Позитивность в этом контексте понимается как целостность, единство в разнообразии, преодоление всяческой однобокости, как по отношению к внутренней картине мира человека, так и к жизни в социуме. В условиях нашей многонациональной и многоконфликтной страны, где ежедневно происходят столкновение разнообразнейших культурных и поведенческих ориентаций, межкультурный аспект вызывает особый интерес, имеет особую актуальность.
Таким образом Программа, включая принципы позитивной психотерапии, оказывает содействие раскрытию внутреннего потенциала человека, актуализации его способностей, развитию мировоззрения, свободного от национальных, религиозных и классовых предубеждений, что особенно важно и прогрессивно в условиях общепланетарной культуры, которая зарождается в наше Время.
Морально-этическое воспитание и воспитание вообще – это многоплановый процесс взаимодействия с большим количеством участников. Очевидно, что изменение общепринятого стиля воспитания и его содержания идет рядом с общественными изменениями. В наше время появилось больше возможностей и направлений для развития человека, хотя ситуация широкого выбора порождает иные трудности, что повышает ответственность родителей и педагогов в воспитании подрастающего поколения.
Основной целью Программы является развитие, укрепление нравственного и морального фундамента молодёжи.
Нравственность, как определяет это понятие энциклопедический словарь, есть особая форма общественного сознания и вид общественного отношения, один из способов регуляции поведения человека в обществе с помощью норм. Моральные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, надлежащего, справедливого и тому подобное. Однако, понятие нравственности и морали в обществе всегда формируется в зависимости от различных социальных факторов и уровня развития общества в целом. Уровень нравственности в сегодняшнем мире мы часто определяем как кризис идеалов, упадок и установление “морального релятивизма” - размывание границ добра и зла. Поэтому ориентиром для возрождения моральных идеалов, которые являются целью воспитания, были избраны общечеловеческие, так называемые “вечные ценности”, что достигают корнями мировых религиозных учений. По словам Ф.М. Достоевского: “Всякая нравственность походит из религии, религия - это форма нравственности”. Таким образом, в основу концепции морального воспитания, в Программу заложены базовые заповеди и ценности, известные всему Миру, но в той или другой мере отодвинутые на второй план, или игнорированные современным обществом.
В отличие от права, выполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного пр
|